Меня зовут Татьяна Сивакова. В индустрии make-up работаю около 4-х лет. Я стилист-визажист.

Подробнее обо мне



Мои группы:

Мои новости:

2015-12-03 Новогодний фотопроект " Рождественские истории" 2016 г. 2014-03-07 Хочу всех поздравить с наступающим праздником весны и красоты - 8 марта. 2013-10-30 Пополнения в разделы. Все новости











 Немного из истории о прическах и косметике
Источник :  www.moda-history.ru
Прическа, история

Вся история парикмахерского дела началась с того момента, когда человеку захотелось украсить свой облик, чтобы выделиться. Первобытный человек посмотрел в реку, увидел свое отражение и подумал, что его космы, перехваченные леопардовой шкуркой, будут выглядеть гораздо интереснее, чем просто болтающиеся без ничего. “А почему бы и нет?” - подумал древний человек и начал воплощать на практике свой грандиозный замысел.
Результат превзошел все ожидания, первая прическа отличалась своей изысканностью от общей массы голов соплеменников, а практичность ее просто поражала воображение. Первое “дефиле” прошло на ура. Изумленные соплеменники захотели себе такие же повязки… Вот так или приблизительно так началось рождение нового вида искусства - парикмахерского дела.
Формирование прически проходило под влиянием устоев общества, климатических условий и многих других факторов. Понятия красоты менялись на протяжении веков, и то, что казалось прекрасным в один период, позднее выглядело уродливым и наоборот. Но одно всегда оставалось неизменным - стремление человека выделиться, раскрыть свою индивидуальность.

Украшения и прически в Древнем Египте

Древние египтяне в совершенстве владели ткацким искусством. Живя в стране с очень жарким климатом, они не нуждались в теплой одежде, которая в основном изготавливалась из льняных тканей.

Простолюдины обходились более грубым полотном, а знатные люди использовали легкие тонкие прозрачные ткани. Мужчины носили передник схенти — повязку из широкого куска ткани, обернутую вокруг бедер и закрепленную поясом. Схенти могли быть разных фасонов. Схенти знатных людей изготавливали из плиссированной ткани, пожилые высокопоставленные чиновники носили длинные схенти.

И мужчины, и женщины носили калазирис — одежду, состоявшую из длинной рубашки, плиссированной юбки и покрывала. Женская одежда была более узкая, чем мужская, плотно облегала фигуру и крепилась на одной или двух бретелях. На фресках гробниц одежда египтян белого цвета, но это связано с тем, что белый цвет был символом чистоты, а настенные росписи выполнялись для загробного мира, кроме того, белый цвет был цветом официального костюма.

Египтяне разработали сложные формы плетения ткани, украшение платьев бисером или аппликацией, все это позволяло сделать одежду более нарядной.

Египтяне часто ходили босиком, но во время торжественных случаев они надевали сандалии из кожи или из папируса.

Прически знати были геометрической формы, похожи на трапецию. Все свободное население Египта — и женщины, и мужчины — носили парики, которые изготавливались из волос, шерсти животных, шелковых нитей, волокон растений, окрашенных в темные цвета. Модными считались черно-коричневый и черный цвета.

В парик часто помещали маленький конический сосуд с ароматным маслом. Фараон и его приближенные носили большие парики. Во избежание солнечного удара они надевали один парик на другой, создавая, таким образом, воздушную прослойку. Из-за жаркого климата многие мужчины полностью сбривали волосы, а голову умащивали ароматными маслами.

Все мужчины брили бороду, а фараон в торжественных случаях прикреплял шнурком к выбритому подбородку искусственную бороду, которая наряду со скипетром и короной была знаком власти. Бороды могли быть разной формы: в виде косички, с завитком на конце, плоские, в форме лопаточки.

Все сословия носили клафт — платок, плотно облегавший голову, два конца которого спадали на грудь, а третий на спину, иногда этот конец перехватывали лентой, тогда уши оставались открытыми. Разновидностью клафта был немес — полосатый платок, в таком платке на фресках и саркофагах изображали фараонов.

У фараонов немес всегда был украшен одним или двумя уреями. В торжественных случаях фараоны надевали головные уборы из драгоценных металлов или корону. Корона Верхнего Египта была белой, а Нижнего Египта — красной.

Знатные женщины, как и мужчины, брили голову и носили парик, но они могли делать прически и из собственных завитых волос. Женские парики были длиннее и сложнее мужских, особенно у цариц и знатных дам. Сложные парадные парики окрашивали в голубой, желтый и оранжевый цвета. Такие прически можно увидеть на саркофагах и фресках.

Простейшим головным убором были шнурки из кожи и ниток, лобные повязки, обручи, которые надевались поверх прически. Царицы поверх парика носили головной убор из золота, эмали и драгоценных камней в форме птицы, распростершей крылья. Знаменитая царица Нефертити носила корону цилиндрической формы. Самое распространенное украшение на головных уборах — это цветок лотоса или стебли папируса, которые не только украшали, но и оберегали человека.

Дети, юноши и девушки сбривали волосы, оставляя на левом виске прядь, заплетенную в плоскую косу.

В Древнем Египте добывали много золота, его было значительно больше, чем серебра, поэтому серебро ценилось дороже. Искусные ювелиры выполняли украшения-амулеты из золота, серебра и драгоценных камней. Главным украшением был широкий круглый воротник, похожий на солнце и состоявший из нескольких рядов разноцветных бусин.

На многих предметах декоративно-прикладного искусства можно увидеть изображения скарабеев, солнечного диска, птиц, глаза, стеблей папируса, цветов лотоса, змей. Все эти изображения древний ювелир включил в орнамент пекторали (нагрудного украшения),найденной в гробнице фараона Тутанхамона.

Египтяне следили за чистотой, ежедневно натирались маслом, чтобы защитить кожу от ожогов. В гробницах найдено много туалетных коробочек, баночек и туалетных ложечек для косметики. Косметикой пользовались и женщины, и мужчины, многие косметические средства применялись не только для украшения, но и как лекарства.

Краска для век изготавливалась из мелкотертого сернистого свинца, она же применялась для отпугивания насекомых. Малахит измельчали, смешивали с маслом и полученной краской подводили глаза, такая обводка считалась и лекарством от глазных болезней. Египтяне особенно старались выделить глаза, поэтому брови и ресницы чернили специальным порошком, удлиняя внешние уголки глаз. Женщины румянились и красили губы измельченной красной охрой.


 Костюм, прически и косметика в Древней Индии

Древняя Индия занимала обширную территорию на полуострове Индостан. От других государств ее отгораживали высокие хребты Гималайских гор. Тропическая природа, яркие краски растительности, богатейший животный мир превращали Древнюю Индию, по словам путешественников, в страну чудес.

Благодаря археологическим раскопкам известно, что уже во втором тысячелетии до нашей эры в плодородных долинах многоводных рек Ганга и Инда существовали города, селения, которые быстро пали под ударами неожиданно появившихся завоевателей. Кочевники-скотоводы, пришедшие с севера материка и стоявшие на более низкой ступени развития, чем коренное население Индии, смешались с ним и расселились по всему полуострову.

Общественный строй древней Индии — община. Во главе общин стояли раджи — выборные вожди. Они собирали дружины воинов, которые совершали походы и собирали дань. Раджи постепенно превращались в наследственных преемников власти, а сборщики податей — в чиновников. Таким образом создавалось классовое государство.

В первом тысячелетии до нашей эры начинают образовываться более крупные рабовладельческие государства. Особенно выделялось рабовладельческое государство Магадха, захватившее обширные земли в долине Ганга. Для Индии характерно кастовое строение общества.

Население делилось на четыре касты. Первую составляли брахманы (жрецы), вторую — кшатрии (воины), третью — крестьяне и торговцы, четвертую — шудры (слуги). Были и люди, лишенные всяких прав, не входившие ни в какую касту, — неприкасаемые.

Индию считают родиной цифр, известных нам как арабские; высока была музыкальная культура; эпические произведения «Махабхарата» и «Рамаяна» до настоящего времени поражают своими высокими художественными достоинствами. Народ Индии создал пре красные и неповторимые образцы в архитектуре, прикладном искусстве, ювелирном деле, ткачестве, которое особенно почиталось.

Мастера-ткачи передавали свою специальность из рода в род, от поколения к поколению. В Индии из хлопка создавались удивительные ткани, которые, быстро распространившись по всему миру, стали наиболее популярными и дорогими. Способы обработки, крашения тканей тщательно скрывались.

Скульптуры, росписи сохранили представления народов Индии об идеальной красоте: мужчины — стройные, с тонкими талиями, женщины тоже стройные, но широкобедрые, с развитыми формами. Лица тех и других удлиненные, с правильными чертами, миндалевидными глазами, дугообразными бровями. Мужчины изображались воинственными, а женщины — нежными и прекрасными.

Основные виды и формы причесок.

На прическу древнеиндийского населения влияли различные факторы: и климатические условия, и кастовая принадлежность. Прически мужчин не отличались разнообразием и сложностью форм. Это были зачесанные назад волосы, завитые волнами, с локонами на концах. Кшатрии-воины брили голову, оставляя небольшой пучок волос в центре головы. Возможно, поэтому их называли шикханди — чубатыми (от слова «шикханда» — чуб).

Сикхи носили длинные волосы, уложенные в продолговатые пучки, укрепленные надо лбом. Пучки делались из косы или жгута. Одна из заповедей обязывала сикхов не стричь волос с рождения до смерти. Воины носили также длинную прядь волос, завитую в локон и свисающую с правой стороны. Дервиши волос не стригли — носили их распущенными до плеч. Большим позором считалось среди брахманов сбривание волос на голове. Этим обрядом могли заменить смертную казнь.

Пленным в знак позора сбривали волосы, оставляя пять торчащих в разные стороны клоков. Мужчины, вступив в пору возмужания, отращивали усы и бороды. Бороды окрашивали растительными красителями, смазывали ароматическими снадобьями, маслами. Бороды и усы завивали. Богатые вельможи, чтобы не испортить завивки на усах или бороде, на ночь надевали повязки — набородники. Бороду сикхи носили скрученной или убранной в специальную сетку. В особо торжественных случаях бороду распускали.

Дети и юноши волос не стригли — носили их распущенными по плечам. Женские прически, так же как и мужские, были очень просты независимо от сословной принадлежности. Женщины гладко зачесывали волосы со лба назад и укладывали их на затылке или низко на шее в пучок типа улитки или объемного полушария. Внутрь пучка подкладывали подушечку или шерсть животных — это придавало пучку устойчивость.

В женских прическах на скульптурах, рельефах, а также во всех описаниях, которые встречаются в литературных произведениях, длина волос достигает талии, бедер. Наиболее распространены были змеевидные пучки — их носили замужние женщины. Прически окуривались дымком ароматического растения, чаще всего сандала. Видов причесок было множество. Уложенные горизонтально косы напоминали пирамиду, украшенную нитями жемчуга, цветами; перевитые жгутом пряди; жгуты.

Существовало поверье, что в женских прическах обитают боги. Поэтому часто женщины делали высокие прически, напоминавшие храмы. В скульптурных изображениях волосы у женщин всегда тщательно убраны. Делали прически из одной или нескольких кос. Косы были разнообразные, сложного плетения. Их завязывали, укладывали или переплетали между собой на голове, у основания для прочности перетягивали тонкой черной ниткой.

Использовали заколки, гребни, обручи, кольца, ленты, цветы, нити бус из драгоценных и полудрагоценных камней, жемчуга. В скульптурах времен Мохенджодаро и Хараппы чаще встречаются прически с одной косой.

Прически из завитых волос делали только храмовые танцовщицы — баядерки. Спиральные, круто завитые локоны густой массой располагались на спине. Дополнением причесок были завитки на щеках. Девушки носили височные косы, иногда зачесывали волосы на одну сторону, пропуская их в небольшую трубочку, заплетали жгутом.

Челок и коротких стрижек не носили. Прическа густо пропитывалась маслами, которые не только придавали волосам блеск, но и предохраняли кожу головы от солнечных лучей. Иногда волосы подкрашивали растительными красителями, придавая им медный оттенок. Красители обладали лечебными свойствами, способствовали росту волос.

Головные уборы, украшения, косметика.

Одежды индийцев отличались изяществом и простотой. Простейшие из них представляли собой кусок ткани, которым обматывали все тело. Одежды носили, драпируя свободными складками. Цвета одежд были различными, но преобладали светлые тона. Одежды выделывались из хлопка, родиной которого с древних времен считали Индию.

Названия тканей были самыми разнообразными — в большинстве по названию областей, городов, селений, в которых изготовлялись. Так распространялись названия коленкор, мадаполам, мадрас. В середине VIII века появились тончайшие ткани из пуха тибетских козлят — из этого материала выделывали всемирно известные кашмирские шали с неповторимым узором и орнаментом.

Красочная кайма с изображением птиц, цветов и листьев была выткана так искусно, что рисунок как бы оживал. Влияние арабов сказалось в распространении шелка, тафты, кисеи. Судя по многочисленным храмовым изображениям, мужчины носили дхоти — ткань, закрепленную на бедрах; верхняя часть тела оставалась обнаженной. Иногда надевали плащ-рупан. Под влиянием чужеземцев стали носить длинные узкие штаны и прилегающие кафтаны. В мужской одежде преобладали белые и черные тона, без рисунка.

В древности женщины носили только набедренную повязку, позже появляется сари — кусок материи, которым обертывали тело. Появились специальные законы драпировки. На сари шло около 6—8 метров материи, при этом необходимо было обернуть тело снизу доверху.

Цвета сари, а эту одежду носят и теперь, были преимущественно яркими: алый, зеленый, желтый, голубой. Дополнением к сари были небольшие кофточки — холи, они напоминали закрытый лиф и делались из тканей сочных, ярких цветов, которые подчеркивали цветовую гамму сари. Каждая из областей Индии вносила свои дополнения в костюм. Так, в Кашмире и Бенгалии носили длинные рубахи и шаровары, в западных районах Индии надевали широкие юбки, большие пестрые покрывала.

Головные уборы привилегированных каст, брахманов и воинов, и простого населения были однотипны. Различие было в качестве материала. Основными головными уборами мужчин были тюрбан и чалма, величественно возвышавшиеся надо лбом, при этом концы волос оставались открытыми.

Богатые люди носили головные уборы из тонких цветных шелков, золотой и серебряной парчи, льняной ткани — преимущественно однотонные. Преобладали белые, малиновые и красные цвета разных оттенков. Индийцы-магометане могли носить тюрбаны также голубого или желтого цвета, но из бумажной материи, так как ношение чистого шелка им было запрещено религией.

Сикхи носили тюрбаны красного цвета. Тюрбаны зеленого цвета имели право носить те, кто посетил священный город Мекку. Тюрбан свертывался из длинного куска ткани (6—7 метров), драпировался складками в форме высокого конуса или широкой трубы. Часто для сохранения формы под материю подкладывали тонкий картон.

Чалма представляла собой кусок ткани, но укладывали эту ткань, в отличие от тюрбана, плоски ми жгутами. Тюрбан и чалма богатых сановников украшались драгоценными камнями, чаще всего — сердоликом, аметистом, сапфиром. Спереди надо лбом часто прикалывали брошь-сарпеч, которая придерживала пучок перьев райской птицы.

Головные уборы простого народа были скромнее, из более низких сортов ткани. Кроме этих головных уборов мужчины носили небольшие бархатные шапочки, напоминавшие тюбетейки, головные лобные повязки, колпаки из льняной ткани и войлока, шапочки типа современных пилоток.

У женщин сари было не только частью костюма, но и выполняло роль головного убора. Конец сари накидывали на голову, скрывая волосы. Женщины всех сословий носили также прозрачные вуали, воздушные покрывала, которые прикреплялись на голове при помощи обруча.

Носили изящно сплетенные из нитей повязки, маленькие, расшитые бисером, блестками, стеклярусом шапочки, платки из всевозможных тканей. Все головные уборы отличались изяществом, высоким вкусом и тонкостью исполнения. Но особенно искусно делали уборы невест. В них проявлялась безграничная фантазия мастеров.

Как правило, они были из дорогой парчи, расшивались шнурками, металлическими бляхами, мелкими и крупными золотыми мушками. Дополнением являлись височные подвески из жемчужных или коралловых нитей, ажурные шарфы, кисти.

В повседневной жизни носили матерчатые повязки. Баядеры, танцовщицы, музыкантши надевали изящные диадемы, венки из живых цветов, листьев, перьев колибри. Повязывали пурпурные и блестящие ленты, украшенные колокольчиками.

Украшения.

В Древней Индии украшения носили все — дети, подростки, женщины и мужчины. Богатые украшали головные уборы драгоценностями. Изящные броши, чеканные застежки, подвесы из бусин, жемчуга, драгоценные и полудрагоценные камни в золотой или серебряной оправе дополняли костюм.

Носили бусы, колье, ожерелья, медальоны, цепочки. Кольца и серьги носили мужчины всех каст. Отличительным знаком брахманов были золотые серьги. Парии по закону могли иметь украшения только из железа. Женщины носили много украшений, особенно но праздникам.

Проборы причесок закрывались продольными нитями бус, которые заканчивались на лбу круглой бляхой или украшением в виде цветка или луны. Молодые женщины носили в левой ноздре украшение в виде одного камня или колечка. Но это украшение не могли носить вдовы. В торжественных случаях люди украшали себя гирляндами живых цветов, перьями птиц, листьями растений, корнями, плодами.

Косметика.

Все слои населения Индии чернили брови и веки углем, подводили сурьмой, басмой. Лицо и шею покрывали белила ми, румянили щеки. Золотили губы, покрывали коричневой краской зубы. Женщины в центре лба рисовали маленькое пятнышко — оно называлось тилака, или тилак.

В древности оно обозначало знак касты или секты. Наносили его порошком сандала, киновари, шафрана при помощи кисточки. У разных каст имелись свои знаки, особой формы и цвета. Всегда этот знак отличал замужних женщин. Среди населения было принято красить концы пальцев рук и ног в оранжевый цвет. Проборы причесок были также оранжевого или красного цвета.

Иногда на губах, окрашенных красной помадой, ставили черточку черным порошком. Большое значение в Индии придавали ароматическим веществам: окуривали храмы и жилища смолой тропических деревьев, миррой. Считали, что это прогоняет злых духов.

Наравне с золотом ценили ладан, который возжигали в храмах. В народе ладан получил название «фимиам богов». Существовал культ аромата. Во время празднеств выпускали стаи белых голубей, крылья которых смазывали мускусом, смолой ладанного дерева, жасминным маслом, лавандой, амброй, ароматным уксусом.


  Украшения и прически ассиро-вавилонян

Древнейшее население южной Месопотамии – сумерийцы – передали своё искусство, науку и религию позднейшим обитателям страны – вавилонянам и ассирийцам.

Скудные источники сохранились о древне-вавилонской одежде. На одном древнем барельефе высечена фигура царя, задрапированного в большой четырёхугольный кусок ткани, перекинутый через левое плечо так, что правое плечо и рука остаются ничем не покрытыми, волосы на голове и лице тщательно выбриты.

Продолжать искусство вавилонян выпало на долю ассирийцев, их культурных наследников и победителей.

Ассирийцы – этот народ войны и охоты влили в искусство Месопотамии свою сильную и яркую индивидуальность. Национальным костюмом ассирийцев является рубашка. Верхнюю одежду носят только люди состоятельные. Длинные одежды без складок, часто обшитые тяжёлой бахромой с кистями, а иногда богато вышитые, покрывают большую часть сильного широкоплечего, несколько коренастого тела. На барельефах редко встретишь нагую человеческую фигуру, разве только при изображении убитых и ограбленных врагов.

Украшением костюма служили шарфы и бахрома. Способ надевания и длина бахромы указывали на занятие и степень знатности сановника: бахрома, перекрещивающаяся на груди - отличительная особенность костюма военачальника. Царское одеяние состояло из длинной рубашки с рукавами, украшенной внизу бахромой и вышивкой; поверх рубашки носили мантию, также обшитую бахромой; на голове носили белую конусообразную войлочную шапку с вдавленной вниз верхушкой.

Отличительною особенностью костюма жреца была шапка с рогами и скипетр в руках; во время религиозного церемониала жрецы одевали маски священных животных.

Ассирийцы и вавилоняне очень заботились об убранстве своих волос: длинные густые волосы на голове и бороде убирались в небольшие локоны и косички, в которые, чтобы оттенить чёрный цвет волос, вплетали золотые нити. Длинная рубашка стесняла движения на войне и охоте, и мы видим, что она сначала укорачивается воинами, а затем вводится в видах удобства новая часть костюма – штаны, которые скоро входят во всеобщее употребление. Воин имеет обычно ещё кожаную куртку, служащую ему панцирем; шлем и щит.


Прически Ассиро-Вавилонян

Большое значение в истории государств Передней Азии имеет культура Древней Ассирии и Вавилонии. Ассирия как раннеклассовое государство возникло в междуречье Тигра и Евфрата в четвертом тысячелетии до нашей эры. Деспотическая монархия с сильным, хорошо обученным многочисленным войском быстро расширила свою территорию за счет соседних государств.

Влияние Древнего Египта, более развитого, чем Ассирия, способствовало скорому возвышению и укреплению этой страны, достигшей наивысшего расцвета в IX—VII веках до нашей эры.

Ассирийцы занимались скотоводством, земледелием, ремеслами, торговлей. Так как мужчины больше проводили время в военных походах, то древние художники увековечивали своих современников не за плугом, а на скачущих лошадях, колесницах, на царской охоте и пирах, в состязаниях и поединках. В VII веке до нашей эры Вавилон и Мидия захватили Ассирию и она перестала существовать как самостоятельное государство, войдя в состав Вавилонского царства. Больше Ассирия не возвысилась среди стран Востока.

Возникший из небольшого поселка на берегу полноводной реки Евфрат, в Южном Двуречье, город Вавилон сумел в короткое время сделаться столицей могущественного Вавилонского царства. Благодаря выгодному географическому положению Вавилон стал богатейшим городом Двуречья. Богатство Вавилона дало возможность царям содержать армию, вести завоевательную политику, присоединяя к своим владениям все новые и новые земли.

Наибольшего расцвета Вавилонское царство достигает в первой половине XVIII века до нашей эры, в период царствования Хаммураппи. Постоянные войны разоряли государство, поэтому могущество Вавилонского царства было непродолжительно. Но в период расцвета город Вавилон богато украшался постройками и дворцами, славился своими «висячими» садами и парками.

Остатки ассиро-вавилонской культуры дошли до нас в основном в виде разрушенных архитектурных сооружений. Огромный интерес представляют скульптуры, рельефы, монументальная живопись и росписи, сохранившиеся в когда-то неприступных крепостях и пышных дворцах. По ним мы можем судить о быте, костюмах и прическах ассирийцев и вавилонян. Судя по изображениям, это были люди крепкого телосложения, с крупными чертами лица. Одежды и прически отличались простотой и четкостью.

Увековеченные ассиро-вавилонским искусством облики кровожадных и жестоких царей, возможно, носили черты идеально прекрасных людей в представлении того времени. Мужчины высокого роста, крепкого, мускулистого сложения, с крупными чертами лица, зобообразными подбородками; густые волосы в прическах и бороде. Женских изображений сохранилось мало.

Основные виды и формы причесок. Мужчины знатного происхождения носили волосы, распущенные до плеч, зачесывая их назад. При этом уши оставались открытыми.

Основная масса волос была завита плоскими крупными волнами, расположенными в несколько рядов. Знатные люди носили волосы, уложенные в сетку, или скалывали на затылке заколкой, связывали цветными лентами.

Во всех прическах волосы на лбу подстригали короче и завивали в крутые, кольцеобразные локоны возле висков и ушей; на щеки спускались небольшие волнистые прядки. Разобранные на прямой ряд волосы спадали мягкими волнами на спину и плечи, концы их подвертывали в валик. Иногда горизонтальных валиков было несколько.

Низшие сословия — земледельцы, торговцы, ремесленники, слуги — также зачесывали волосы, носили усы и бороды из собственных волос, в то время кдк царь и его приближенные отпускали большие бороды, придавая им прямоугольную форму, завивали в тугие трубчатые локоны и укладывали плотными рядами.

В некоторых случаях вместо трубчатых локонов заплетали косички, украшая их золотыми нитями или шнурами. Так как эти бороды были значительно больше, чем обычные, то можно предположить, что они были искусственными и делались только наполовину из естественных волос или целиком из шерсти животных — коз, верблюдов, буйволов. Служители культа не носили ни бород, ни усов, лица чисто выбривали. Воины носили небольшие остроконечные бороды.

Женские прически по форме почти не отличались от мужских. Густые волосы разделялись прямым пробором, укладывались четкими рядами по горизонтальной линии или по вертикали.

Концы волос подвертывались внутрь в виде валика. Иногда дамы носили парики разного цвета, возможно, заимствовав их у египтянок. Существовала оригинальная прическа вавилонок. Она представляла собой плотные объемные валики, наподобие полушарий, над ушами. Пробор прямой. На макушку надевалась маленькая, расшитая бисером и драгоценностями шапочка, сверху прикалывали стебли всевозможных растений, цветы, разноцветные перья птиц.

Разберем некоторые прически подробнее. На рельефе «Слуги, несущие убитого льва» из дворца Ашшурбанипала в Ниневии (669—635 гг. до н. э.) мы видим довольно однотипные прически слуг: волны, уложенные горизонтально, и тугие вертикальные локоны. Зрительно прическу можно разделить на две части — от пробора до мочки уха и от мочки уха до плеча. Волнообразность достигалась при помощи холодной укладки или горячей завивки на металлических стержнях. Волосы надо лбом нависали низко, закрывая почти половину лба. Украшений нет.

«Царь Саргон Н, несущий жертвенного козленка». Фрагмент рельефа из дворца Саргона II в Дур-Шаррукине, Ассирия (712— 707 гг. до н. э.). Прическа правителя по общему силуэту напоминает прически слуг. Различна лишь завивка — она более мелка на теменной части. Всю прическу зрительно можно разделить на две части по разновидности завивки — спиральной на теменной части и кольцеобразных локонов на концах. Мелкие локоны уложены в семь четких горизонтальных рядов.

Прическу дополняет широкая повязка, украшенная плоскими розетками цветов. На конце повязки — плотная, торчащая вбок кисть. Обращает на себя внимание огромная борода царя. В ней можно различить три вида завивки, выполненной четко и аккуратно. Прическа и борода подчеркивают величественный и свирепый вид их обладателя. Размер бороды так велик, что она кажется фальшивой. Можно предположить, что она сделана руками искусных мастеров-парикмахеров.

Аналогичные прически изображены на барельефе Куюнджика «Охота на льва», барельефе из Хорсабада «Крылатые львы из Хорсабада», «Царь на троне», «Осада города» (ниневийский барельеф, «Ассирийское войско», «Борьба царя с Аримоном» (из персепольских барельефов).

Женские прически нам почти неизвестны. На изображении барельефа «Ашшурбанипал пирует с женой в саду» (VII в. до н. э.) женская прическа мало чем отличается от мужской. Та же волнообразная завивка четкими горизонтальными волнами уложена на голове, те же горизонтальные валики, заканчивающие прическу на концах волос, уложенные параллельными четкими рядами. Женщины низших сословий носили волосы распущенными по плечам или собранными в пучки на темени.

О прическах Вавилонии можно судить и по барельефам и мозаикам. Фактически это варианты ассирийских причесок.

 Косметика. Все население независимо от ранга широко применяло косметику, особенно ценились ароматические настойки и эссенции для лица и тела. Женщины густо белили и румянили лицо, подкрашивали глаза и брови черной краской. Окраска волос хной, басмой была обычным явлением.

 Прически Древней Японии

Первые сведения о Японии, дошедшие до нас, относятся к периоду разложения родового строя, то есть к III—IV векам. Япония была открыта для европейцев в середине XVI века португальцами, но и после этого она оставалась малоисследованной страной.

Случилось так потому, что европейские миссионеры, хлынувшие в Японию, слишком рьяно принялись насаждать католическую религию среди местного населения, зачастую прибегая к насильственным мерам. Японский император скоро понял, что пришельцами руководят скорее хищнические интересы, нежели забота о душах «желтокожих братьев», и запретил въезд в страну европейцам— «душеспасителям».

В наши дни мы можем детально познакомиться с древней культурой и искусством Японии. Несмотря на активную взаимосвязь с соседними государствами — Кореей и Китаем,— Древняя Япония создала свою самобытную культуру. Правда, в средние века японская культура имела много общего с культурой Кореи и Китая.

А буддизм — религия, господствовавшая в Корее и Китае,— с VI века нашей эры становится основной религией в Японии. Все искусство Японии пронизано любовью и пониманием природы. Замкнутые от природы японцы всю глубину ощущений, все эмоции передают в произведениях искусства и предметах материальной культуры, которые поражают сочностью и многообразием красок.

Население Японии в основном занималось земледелием и ремеслами — гончарным, ювелирным, ткацким. Каждый ремесленник, выполняя то или иное изделие, заботился о его эстетическом совершенстве. Любая вещь, созданная руками мастеров, будь то фаянсовая или фарфоровая посуда, одежда, домашняя утварь, шелка, поражает совершенством форм и гармонией.

Японцы относятся к восточноазиатской монголоидной группе. Они невысокого роста, кожа их имеет желтоватый оттенок. Волосы густые, жесткие. У мужчин редкие бороды.

Идеал красоты со временем менялся, но мужчинам надлежало быть смелыми и мужественными, а женщинам — грациозными и скромными. Они должны были плавно двигаться, уметь танцевать и играть на музыкальных инструментах, слагать стихи, рисовать, составлять букеты, обладать изысканными манерами. Особенно выделяли женщин или девушек со светлой кожей, дугообразными бровями, пухлыми губами. Руки, вернее, кисти, и ступни ног должны были быть маленькими. Таких красавиц изображали и воспевали в поэзии, живописи.

Основные виды и формы причесок. Прически Древней Японии поражают своей оригинальностью и сложностью. У японцев от природы черные волосы, цвет которых они никогда не изменяли. Все прически отличались необыкновенной аккуратностью исполнения. Поражает чистота волосяных бантов в нарядных высоких женских прическах.

Силуэты прически мужской и женской для всех слоев населения были однотипны. Богатые японцы пользовались услугами парикмахеров. Процедура причесывания длилась несколько часов и стоила дорого. Мужские прически делали из полудлинных волос, поднятых вверх в виде небольших башенок. Женские прически напоминали экзотические цветы.

Прическа императора и знатных мужчин представляла скрученные в жгуты волосы, уложенные на макушке в пучки. Иногда на них надевали небольшие бархатные или шелковые мешочки. Распространенной мужской прической среди знати была так называемая «прическа самурая».

В этой прическе волосы с теменной части сбривали, а волосы с висков и затылка поднимали вверх и свертывали жгутом, который пропускался сквозь небольшой футляр. Для футляра использовали бамбуковые палочки, позолоченный картон, парчу. «Хвост» укладывали на темени. Носили прическу «щетка». Лица чисто выбривали, только в старости отпускали усы и бороду.

С появлением путешественников из Европы символом европеизации Японии стала прическа дзангири — коротко остриженная голова. Она сменила теммагэ (бритые лбы и пучки на затылке) - прическу, которую носили мужчины в феодальные времена. В детских прическах волосы на голове выбривались, оставлялись только небольшие кружки над висками. Эти волосяные пряди у основания связывали лентами, шнурами, резинками.

Женские прически состояли из нескольких элементов. Для устойчивости в высокие прически подкладывали бархатные валики, подушечки, применяли овальные гребни, на которые наматывали волосяные пряди. Мастера часто подкладывали в волосяные петли легкий картон. Законченную прическу покрывали растопленным маслом или воском, чтобы волосы блестели.

Для сохранения прически голову на ночь клали на специальные деревянные подставки, вернее, подголовники, наподобие тех, которыми пользовались индейцы. Прическа оставалась на весу. Прически выполня лись из естественных волос, но знатные дамы иногда использовали парики.

Парики также были многоярусны. Обычно нижний ярус от верхнего отделяли шелковым шарфом или большим гребнем. Женщины низших слоев также носили высокие прически, но в упрощенных вариантах. Банты и петли были меньших размеров и не так богато украшены.

Прически гейш выполнялись наиболее тщательно. Гейшами называли свободных, образованных, красивых женщин, которых приглашали на банкеты, приемы, чайные церемонии в качестве своеобразного украшения. Они были умны, музыкальны, пластичны, владели искусством стихосложения и каллиграфии.

Существовала прическа, которую носили только гейши: затылочные волосы образовывали напуск, при этом шея была обнажена, стойка воротника значительно отставала от шеи. Отличием также служили воткнутые в прическу шпильки с крохотными веерами на конце, бумажные цветы.

Монахини брили головы, так как религиозные обычаи требовали принесения в жертву волос. Девочки носили косы.

Произведения знаменитых японских художников дают возможность познакомиться с традиционными прическами японок. Крупнейший художник XVIII века Судзуки Харунобу (1718—1770) отразил национальный тип женской красоты: тонкая, стройная фигура, длинные черные блестящие волосы, нежный овал лица, миндалевидные глаза, маленький рот; костюмы и прически изысканны, нарядны, головки украшены гребнями и шпильками.

Китагава Утамаро (1753—1806) приобрел всемирную известность после выхода в свет альбома гравюр «Ежегодник зеленых домов Йосивара». Он был настоящим певцом женской красоты. В произведениях «Десять женских портретов», «Дни и часы женщины», «Женщины за шитьем», «Большие головы» и многих других он также воплотил национальный женский тип. Изысканные и сложные прически героинь Утамаро, их позы и лица помогут внимательному зрителю в изучении прически и грима Японии.

Одеждой как мужчин, так и женщин были длинные кимоно, которые надевали часто по нескольку — одно на другое. Кимоно шили из разных сортов шелка, иногда из хлопка, декорированного растительным орнаментом. Дополнением женского наряда был широкий пояс — оби, который на спине завязывался бантом.

Длинные рукава кимоно давали возможность прятать в них веера, носовые платки, предметы косметики, маленькие игрушки.

На японских гравюрах редко можно увидеть японцев в головных уборах. Возможно, их надевали редко. Император и его семья носили высокие шапочки черного шелка, круглой формы или низкие, плоские. Сзади они оканчивались как бы козырьком. Были также шляпы конусообразной формы с широкими полями — из тростника, соломки, бамбука, покрытые лаком.

Шляпы были ярких цветов — фиолетового, красного, желтого. Средние и низшие сословия в основном носили шляпы из тростника или рисовой соломки. Аристократы, стремясь отличиться от простонародья, пользовались менее роскошными головными уборами, чем император, но достаточно дорогими и недоступными для бедняков.

По всей Японии была распространена мода на китайские накидки, которыми закрывали головы. Невесте кроме длинных золотых шпилек надевали налобник — цуно-какуси — из белого шелка. По поверью, он должен был скрывать «рога ревности», якобы прорезывающиеся у каждой девушки, как только она станет супругой. Старые женщины носили стеганые повязки.

Украшения дополняли прическу и часто служили ее опорой. Они обозначали характер празднества, время года, сословную принадлежность. Головы украшали гирляндами изящно свитых цветов аира, сакуры — вишни, вьюнка, мальвы, бузины. Популярны были хризантемы.

Но самым распространенным украшением причесок были гребни и шпильки. Их делали из сандалового дерева, панциря черепахи, слоновой кости, богато инкрустировали жемчугом и перламутром. Каждая шпилька или гребень становился настоящим произведением искусства. Поверхность изделия покрывалась лаками, тщательно шлифовалась, расписывалась.

Косметику употребляли все японцы. Этикет императорского двора обязывал всех придворных являться на приемы набеленными и нарумяненными. Иногда дамы так злоупотребляли белилами, что их лица казались масками. Губы, в отличие от европейцев, японки подкрашивали зеленой краской.

Среди аристократок была распространена мода на полное сбривание бровей. Вместо них рисовали краской большие цветные пятна округлой формы, доходящие до лобных бугров.

В театральных представлениях надевали маски, делали грим. По форме маски были меньше или больше человеческого лица, кренились двумя шнурками. Использовали разнообразные парики. Прически женских театральных париков напоминали бытовые. На парике «благородной героини» — волосы, расчесанные на прямой пробор, перевязь из дорогой материи скрепляет волосы сзади, на уровне шеи, концы свободно ниспадают.

Исполнители ролей стариков и старух надевали парики из белых волос. Косматые гривы из волокон растений служили париками для масок фантастических существ. Длина их различна: до плеч, до пояса, до земли. В спектаклях театра Ноо употребляли разнообразные головные уборы, которые подчеркивали социальное положение действующих лиц: крестьян, монахов, воинов, священников, рыбаков, путников. Использовали накладные бороды больших размеров.


 Прически Древней Греции

О прическах Древней Греции можно судить по памятникам скульптуры, предметам прикладного искусства. Парикмахерское искусство было уже на высоком уровне. Процесс причесывания у древних греков был своеобразным церемониалом. Рабы-парикмахеры должны были не только быстро и умело причесать голову клиента, но и, как в архитектуре, скульптуре, соблюсти правила гармонии и эстетики. За нарушение пропорций неудачливый парикмахер сурово наказывался.

Причесывание, окрашивание волос, завивка производились хорошо обученными рабами. Каждый из них выполнял только одну определенную операцию. Эти процедуры были трудоемки и занимали массу времени. Возможно, поэтому в Древней Греции были усовершенствованы металлические стержни для завивки волос, получившие название каламис. Эти простейшие щипцы значительно отличались своей формой от щипцов нашего времени.

Считается, что в Древней Греции появились первые парикмахеры, которые по названию щипцов стали называться каламистрами. Рабы-каламистры ценились значительно дороже обычных рабов. Они пользовались расположением хозяев, им дозволялись некоторые вольности, которых были лишены другие рабы, исполнявшие работы по дому. Продавали их обычно редко.

От природы греки имели прямые, густые черные волосы. Вместе с тем в произведениях литературы и драматургии нередко воспевались златокудрые красавицы. Возможно, женщины изменяли природный цвет волос, прибегая к помощи щелочных составов. Для осветления волос пользовались также мелко помолотым рисом и мукой. В особо торжественных случаях прически осыпались золотым порошком. С развитием греческого общества прическа стала определять социальное положение человека.

В период архаики мужские прически отличались простотой линий и силуэтами походили на женские. Это были длинные пряди, завитые в спиральные локоны, или волосы, заплетенные в косы и уложенные в красивые низкие пучки. Часто волосы подбирались под ленту, которая охватывала всю голову.

Прически этого периода можно увидеть на скульптурах с Акрополя. Мужские прически делались из длинных, тщательно завитых волос, которые спадали на плечи и спину. Самой распространенной была прическа из кос, заплетенных за ушами. Косы в два ряда кольцом обвивали голову. При этом на лбу волосы укладывались в густую челку из мелких кольцеобразных или серповидных локонов.

Древнегреческие мастера, обладая большим вкусом и чувством гармонии, создавали свои прически всегда с учетом возраста, особенностей лица и фигуры. Другой распространенной мужской прической была густая грива из завитых волос. Локоны располагались красивыми вертикальными рядами.

В V — IV веках до нашей эры эти прически постепенно исчезли. Их место заняли аккуратные маленькие прически из подстриженных, крупно завитых кудрей. Четкие линии локонов обрисовывали силуэт головы. Эти прически не отличались разнообразием, все они были изящно выполнены из коротких волос.

Различными были лишь виды завивки, так как в это время ей уделялось большое внимание. Завивка делалась горячим и холодным способами. Техника исполнения причесок все время совершенствовалась. В прическах могли сочетаться разные виды локонов — кольцеобразные, спиральные, трубчатые, типа черепицы.

В период расцвета Афинского государства мужские прически постепенно приобретают налет вычурности и изнеженности, появляется некоторая женственность. Примером такой сложной прически может служить прическа Аполлона Бельведерского скульптора Леохара. Прическа является подлинным произведением искусства: она сделана из завитых длинных прядей, уложенных надо лбом изящным, легким бантом. Впоследствии эта прическа получила наименование «бант Аполлона», но имеется еще одно название — «цикада», так как бант из волос был похож на легкие крылышки цикады.

Существовало множество других причесок, выполненных из завитых локонов и уложенных плотными рядами. Большую популярность получила прическа из коротких волос «Александр Македонский». Волосы подстригались «лестничками», завивались свободно и красиво укладывались по голове. Во все времена в дополнение к прическе мужчины носили большие бороды, обрамлявшие нижнюю челюсть. Бороды аккуратно подстригали и подвивали щипцами, придавая им разнообразную форму.

Но самой распространенной формой была коническая, при этом волосы I бороды завивались крупными спиралями или мелкими кольцеобразными локонами на самых концах. Часто бороды пропитывали ароматическими маслами. На пирах бороды обсыпали мукой из толченых бобов, мелом, мелко измельченными травами.

Бороду носили скорее греческие граждане, достигшие зрелости. В Древней Греции идеалом красоты, примером для подражания считался человек совершенный в духовном и физическом развитии, таким был выдающийся полководец Александр Македонский (356—323 гг. до н. э.). Он носил красивую прическу из легко завитых полудлинных волос с типичным для нее симметричным пробором — фрагисом. Александр Македонский стал образцом для многих политиков, при жизни его обожествляли в поэзии, слагали легенды.

Скульптор Лисипп создал многочисленные портреты Александра — на них его внешность передана более достоверно, чем у других скульпторов. На мозаике Александр Македонский изображен двадцатитрехлетним юношей с бакенбардами, переходящими в легкую полоску бороды. Вскоре он сбрил бороду.

Александр Македонский был первым греком, не носившим бороды. Многие мужчины стали подражать ему. В армии воинов обязывали бриться, чтобы лишить противника возможности хватить за бороду. С этого времени увеличилась работа брадобреев. Со времени правления Александра Македонского в Греции бород уже не носили — исключение составляли философы, ученые.

Женские прически с самого своего появления были просты. Скромные и четкие очертания пучков и узлов преобладали в прическах всех слоев женского населения. Прически периода архаики, с туго уложенными прядями на затылке, получили большое распространение; они покрывались тканью, иногда на волосы надевали мешочек. Эту прическу называли «прической гетеры» - со временем она усложнилась, стала делаться из завитых волос с применением каркаса.

Пучок имел конусообразную форму. Эта прическа стала самой распространенной, имела много вариантов, получив название «греческий узел», а впоследствии, когда узел крепился на шее более низко,— каримбос. Эта прическа считалась классической в Древней Греции, но время и вкусы вносили в нее некоторые изменения: виды завивки были различны, узел то приподнимался над шеей, то опускался. Появилась прическа «лампадион», напоминавшая по форме языки пламени.

В женских прическах, так же как и в мужских, обязательным считалось сокрытие природной линии лба. Поэтому все низко «шторками» на лоб. Женщины, как и мужчины, носили прическу типа «бант Аполлона»,— изяществом и выполнением она нисколько не отличалась от мужской.

Оригинальную, «дынеобразную» прическу ввела в моду в середине V века до нашей эры вторая жена Перикла — Аспасия. Прическа делалась из завитых волос, которые укладывались крупными объемными вертикальными дольками ото лба до затылка, и перевязывалась двумя лентами. Гетера Фрина носила прическу высокую — из завитых волос, с бантом на темени. Красавица Фрина позировала известным художникам, скульпторам. Пракситель создал скульптурный портрет Фрины из белого мрамора.

В начале V века до нашей эры среди молодых женщин была распространена прическа из полудлинных завитых волос. Выстригали челку, спускавшуюся до середины лба. Дополнением этой прически был тонкий металлический обруч—филле; он не только декорировал прическу, но и скреплял волосы, поддерживал завитые пряди на темени. Перевязывали волосы и позолоченным кожаным ремешком.

Молодые девушки носили распущенные волосы. Прически молодежи во все времена были значительно короче, но процесс причесывания от этого не сокращался. Если в период архаики распущенные волосы считались признаком женственности, молодости, то в поздние времена (классики и эллинизма) ношение свободных, неубранных волос стали разрешать только жрицам. Для торжественных случаев и пиров прически делались по несколько часов, посыпались порошком из трав, семян, придававших волосам золотистый оттенок.

Роспись на вазе «Пелике с ласточкой» наглядно представляет прически мужчин трех возрастов — мальчика, юноши и взрослого мужчины. Судя по изображению, прически всех троих выполнены очень аккуратно, волосы надо лбом уложены в ровную, прямую челку. У мужчины завитая борода конической формы.

Скульптуры, изображающие спортсменов, позволяют судить о так называемых «спортивных» прическах. Скульптура Мирона — «Дискобол» (ок. 450 г. до н. э.). Прическа юноши изящна — волосы коротко подстрижены и завиты. Серпообразные завитки плотно прилегают один к другому, на лбу густая, ровная челка.

Скульптура Поликлета — «Дорифор» (около 440 г. до и. э.). Прическа этого спортсмена несколько иная: волосы также коротко подстрижены и аккуратно завиты, но они разделены на прямой пробор. Фрагмент скульптуры Фидия с западного фронтона храма Зевса («Торс Аполлона», 460—450 гг. до н. э.) являет образец парикмахерского искусства. Волосы завиты, уложены ровными прядями, концы прядей завиты в тугие кольцеобразные локоны. Кольца ровно обрамляют лицо, закрывая до половины лоб. Ухо остается открытым. По всей голове повязана тонкая лента, или, скорее, ременный шнур,— возможно, под него забраны длинные волосяные пряди на затылке.

Женские прически могут быть рассмотрены на стенной росписи более позднего времени «Придворные дамы» из Кносского дворца. У трех дам волосы плотной массой уложены в пучок, который, возвышаясь на макушке, понижается к затылку и постепенно переходит в толстую прядь, спускающуюся на спину.

Над переносьем свисает небольшой штопорообразный локон. Лоб покрывают похожие на запятые локоны, образующие оригинальную челку. На щеки около ушей спускаются длинные змеевидные локоны. Вся прическа богато убрана разного рода украшениями. На лбу плоская неширокая диадема; пучки перевиты нитями бус, орнаментированными украшениями; на вершине пучка укреплена металлическая крохотная башенка, от нее расходятся гирлянды украшений.

В конце IV и в I веке до нашей эры распространяется ношение париков. Большая потребность в париках заставила правителей создать на маленьком острове Лесбос специальные мастерские для их изготовления. Тонко и тщательно выполненные изделия древних мастеров парикмахерского искусства быстро стали предметом продажи на рынках не только Древней Греции, но и многих других стран.

Стоимость париков была так велика, что они покупались лишь богатыми гражданами. Состоятельные люди должны были иметь по нескольку париков, для разных случаев. Парики различались не только по цветам, но и по времени дня, года.

Самыми популярными были светлые парики, изготовляемые из натуральных женских волос, затем — парики с пепельным отливом.

Эстетический идеал древних греков особенно проявился в их одежде. Основой костюма была свободно падающая драпировка. Все граждане с юношеских лет должны были уметь красиво носить одежду. Костюмы древних греков изготовлялись из льна, шерсти, украшались орнаментом с растительными или геометрическими мотивами. Мужчины носили рубашки — хитоны, а также надевали плащ - хламиду.

Длина хитона могла быть различной, но обычно — до колен. На талии завязывали пояс, образуя напуск. Хитон скалывали пряжками — фибулами. Женская одежда была подобна мужской. Это были те же хитоны, но более декорированные. Хитоны на плечах скреплялись пряжками, на талии подпоясывались, образуя напуск. Женщины Спарты носили пеплос — род хитона с каймой по краям.

 

Греция знала несколько типов причесок, но классической прической можно считать так называемый «греческий узел» — коримбос. При этой прическе длинные волосы расчесывали на прямой пробор, завивали волнами и довольно низко спускали их на лоб, так как по эстетическим понятиям того времени лоб должен быть невысоким (между бровями и волосами лоб открывался лишь на ширину двух пальцев).

Далее волосы спускались вдоль щек, а сзади приподнимали и на затылке укладывали в узел, скрепляя шпильками и узкими ленточками. Часто волосы укладывали в сетку, сплетенную из золотых шнуров, или надевали на голову изящное украшение – стефану, напоминающую венец. Стефаны имели разнообразную форму и всегда были богато украшены.

Нельзя представить себе гречанку, которая считала бы свой туалет завершенным, не освежив слегка лицо различными косметическими средствами. Держа в руках полированное бронзовое зеркало с красивой фигурной ручкой, гречанка румянилась, подкрашивала губы, подводила брови, оттеняла веки, красила ресницы, душилась. Духи женщины хранили в изящных керамических флаконах—лекифах, которые подчас являлись подлинными произведениями искусства.

Греческие женщины пользовались такими предметами, как зонтик, защищавший их от лучей солнца, и веер. Веера были различные по форме, но чаще всего в виде листа.

Костюм гречанки дополнялся ювелирными украшениями. Это могли быть золотые серьги с подвесками, диадемы, бусы, кольца, браслеты. Особенно изящными считались браслеты из золота в виде свернувшейся змеи. Браслеты надевали на руки у предплечья и у запястья, а также на ноги у лодыжек. Но, несмотря на обилие украшений, греческий костюм всегда сохранял простоту линий и изящество отделки.

Кроме того, головы украшали венками. Ими награждали победителей спортивных соревнований (Олимпийских игр), выдающихся ораторов и актеров, полководцев и именитых, почетных граждан. Они были обязательным головным убором на пирах, шествиях, празднествах. Венки делали из цветов, веток, листьев.

Художественное сплетение должно было выделить самый красивый цветок, которому полагалось быть в центре. Так, например, полководец Алквиад появлялся перед согражданами на форуме всегда в венке из плюща и фиалок. Верили, что плющ спасает от опьянения.

Многие носили венки из пахучих трав, веток плюща, мирта, роз и дубовых листьев, а также веток тополя, сосны, олив, лавра. Часто растения в венках обозначали сан, заслуги, свидетельствовали о положении в обществе. Женщины при выходе из дома накрывали голову краем плаща. В жару надевали соломенные шляпы — долии, узорчатые мешки, чехлы, тканые платки. В торжественных случаях прическу покрывали вуалью, при этом закрывалась не только прическа, но и часть лица. Носили венки из мирта и лавра.

Украшения

В поэтических произведениях, дошедших до нас, часто описывались драгоценности царей или цариц, изящные и разнообразные. Ношение украшений требовало чувства меры. Не принято было богато одеваться повседневно, поэтому золотые и серебряные украшения надевались только на пиры или театральные представления.

Афинские ремесленники славились умением обрабатывать драгоценные камни, металлы, превращая их после длительной, кропотливой работы в совершенные произведения прикладного и ювелирного искусства. В отделке ювелирных изделий — колец, серег, аграфов, перстней, шпилек, булавок, застежек — преобладал орнамент с растительным мотивом. Мастера искусно передавали тонкость цветочных лепестков, распускавшихся бутонов. Любили вырезать крохотных птичек, бабочек, цикад, жуков.

В Древней Греции украшения носили, соблюдая известную сдержанность. Но постепенно драгоценности стали предметом щегольства, украшательства, демонстрацией богатства. Роскошь приняла небывалые размеры, никакие запреты и законы не могли урезонить модников, носивших по нескольку колец на каждом пальце.

К головным украшениям можно причислить обручи, сплетенные из золотых и серебряных нитей, сетки для волос, всевозможные ленты, а также сфендоны или стефаны — изящные украшения в виде серпа из драгоценных металлов. Они не только украшали изящные прически, но и служили им опорой. Более строгие в своем жизненном укладе спартанцы избегали носить украшения, а если надевали, то из простых металлов. Существовали законы, разрешавшие носить мужчинам определенное количество драгоценностей.

Косметика

В греческом обществе с возникновением специальных бань, салонов для ухода за телом к косметике стал проявляться повышенный интерес. Мужчины и женщины пользовались услугами специальных рабов — косметов, выполнявших различные косметические процедуры.

Строились специальные помещения, в которых косметы делали массажи, натирали тела клиентов маслами и ароматическими настоями. Косметические средства сохранялись в специальных кувшинчиках, сосудах. Особое значение придавали краскам. Существовали специальные порошки для подведения бровей и глаз.

Одно время употребление косметических средств перешло все границы. Ввиду этого правитель города Афин ввел ряд ограничений в области использования косметики. Но придерживались их слабо, несмотря на высмеивание поэтами и драматургами гречанок, злоупотреблявших косметикой. Во времена Перикла его подруга, а позднее жена, известная гетера Аспасия написала объемистый трактат о применении косметических средств.

Гречанки любили пользоваться ароматическими веществами, при этом прибегали к маленьким хитростям: в прическе прятали крошечные конусообразные пакетики, наполненные пахучей эссенцией из экстракта жасмина и козьего жира. Во время многочасовых представлений в театр.

 

 

 

 

 

 Текст и фотографии с сайта:  www.moda-history.ru



2011-2014 © Copyright Kochewnik@gmail.com
All rights reserved.
Обо мне Портфолио Прейскурант Макияж Контакты

Праздники, сценарии праздников, поздравления, тосты. Организация праздников, свадьбы, банкеты. Праздничный каталог.


Контакты Портфолио Новости Для клиентов Обо мне На главную